--------------------------------------

Отличный подарок для женщин

Ультразвуковой
прибор

для ухода за кожей лица

При покупке подарок
Очищающий гель Beauty Style
+ 500 руб. на бонусную карту

Видео + отзывы

-------------------------------

При покупке в подарок
2.700 руб. на бонусную карту

Видео + отзывы »

Заговоры

Своеобразным видом обрядового фольклора являются заговоры. Заговоры —это короткие прозаические устно-поэтические произведения, обладающие, по мнению их исполнителей, силой магического воздействия. Как известно, искусство на самых ранних ступенях своего развития.имело не столько эстетическое, сколько утилитарно-практическое значение. К такому типу искусства относятся и заговоры. Хотя заговоры и являются произведениями искусства, но их исполнителями не преследовались никакие эстетические цели. Их функции были чисто практическими: магической силой слова вызвать желаемое (хороший урожай, выздоровление, любовь и т. д.). Публикация и изучение заговоров. Впервые образцы заговоров приводятся в сборнике И. П. Сахарова «Сказания русского народа» (1841). Затем небольшое количество заговоров публикуется в журналах «Отечественные записки», «Библиотека для чтения», в некоторых «Губернских ведомостях» и т. д. Некоторые заговоры приводятся А. Н. Афанасьевым в исследовании «Поэтические воззрения славян на природу» [т. 1, 1866]. Первым специальным изданием заговоров является сборник Л. Н. Майкова «Великорусские заклинания» (1869). В сборнике приводится 372 заговора. В примечаниях даются сведения о месте записи или первой публикации заговоров, характере их исполнения. Сборник Л. Н. Майкова не утратил своего значения и до нашего времени. В конце XIX и начале XX в. заговоры публикуются в различных академических сборниках и журналах. Наиболее значительной публикацией является собрание Н. Н. Виноградова «Заговоры, обереги, спасительные молитвы и пр.» («Живая старина», 1907, 1908, 1909). В советское время заговоры почти полностью вышли из бытования и были записаны лишь в небольшом числе (4). Научный интерес к заговорам первыми проявили представители мифологической школы —Ф. И. Буслаев и А. Н. Афанасьев. В заговорах они видели следы древнего религиозно-мифологического мышления. «Заговоры суть обломки древних языческих молитв и заклинаний», — писал Афанасьев [5, 43]. А. А. Потебня и А. Н. Веселойский привлекают заговоры при рассмотрении вопросов языка и стцля фольклора, связанного с древним поэтическим мышлением. Большой интерес к заговорам проявили русские поэты-символисты. А.1 Блок посвятил заговорам специальную статью, в которой Глубоко раскрыл их большую и неповторимую поэтичность. Самой значительной работой по заговорам является книга Н. Ф. Познанского«3аговоры»(1917). В ней рассматривается история собирания и изучения заговоров, дается определение жанра, анализируются особенности содержания и художественной формы заговоров, устанавливается связь заговорных формул с различными обрядовыми действами. В советское время специфике заговоров посвящены работы Д. К. Зеленина, П. Г. Богатырева, А. М. Астаховой и др. Заговоры привлекаются при рассмотрении древних обрядов (А. Б. Зернова) и ранних периодов в развитии языка (Д. К. Зеленин). Особое внимание уделяется изучению поэтики заговоров, отражению в них особенностей древнего поэтического мышления. Наиболее ценной в этом отношении является работа А. М. Астаховой «Художест- венная образность и мировоззренческий элемент в заговорах» (1964). Исполнение заговоров. Нам точно неизвестно, как исполнялись заговоры в период их возникновения. Однако исследователи справедливо полагают, что первоначально заговоры произносились в качестве сопровождения определенных обрядовых действ. Здесь магическое значение имели и сами обрядовые действа, и сопровождающие их словесные выражения. Следы такого исполнения заговоров дошли до XIX в. Так, например, из сборника заговоров Л. Н. Майкова (1869) мы узнаем о таких условиях исполнения заговоров. По окончании жатвы ржи женщины ложились на полосу ц несколько раз перекатывались, говоря: «Жнива, ты жнива, дай ко мне силы на овсяную жниву». Прикосновение жниц к земле, по их мнению, способствовало переходу силы земли к ним. В заговоре «От засухи» мы находим такие выражения: «Выхожу я удал добрый молодец, я из ворот в ворота, в чистое поле, заговором заг овариваюся, на все четыре стороны кланяюся...». В связи с этим собиратель замечает: «Нередко случается, что крестьянин соединяет слова этого заговора с теми действиями, которые в нем упоминаются». С течением времени заговорные обрядовые действа все более упрощаются, а во многих случаях почти совсем устраняются. По этому поводу А. Блок писал: «Встану», «пойду», «умоюсь» — так часто начинаются заговоры, и, очевидно, так делалось когда-то; с такими словами заклинатель входит в настроение, вспоминает первоначальную обстановку, при которой соткался заговор; но, очевидно, ему нет нужды воспроизводить эти действия, довольно простого слова; притом же это слово и не всегда выполнимо: «Оболокусь я оболоком; обтычусь частыми звездами», - говорит заклинатель». Таким образом, заговорная обрядность постепенно разрушается и забывается. Однако некоторые элементарные действия при исполнении заговоров наблюдались собирателями в конце XIX —начале XX в. До недавнего времени сохранились незыблемыми условия исполнения заговоров. Они произносились в строго определенное время суток (на утренней или вечерней заре), в совершенно конкретном месте (около воды, в лесу, на перекрестке дорог), непременно полушепотом, скороговоркой. При постепенном отмирании обрядового действа главенствующее положение в заговоре занимает слово. Заговор из синкретического (обрядово-словесного) искусства превращается в искусство словесное. Освободившись от сковывающих его обрядовых действ, заговор получает большое развитие, значительно расширяет свою тематику, разрабатывает свою специфическую поэтику. Тематика заговоров. Тематика заговоров довольно разнообразна. Надо полагать, наиболее древними являются заговоры, связанные с хозяйственной деятельностью крестьян. Это упомянутый выше заговор, исполняемый во время жатвы, а также заговоры на хороший рост растений (зерновых), на то, чтобы высыхал лен, на успешное пчеловодство, на удачную охоту и рыболовство и т. п. К этой группе заговоров тесно примыкают заговоры на другие бытовые темы: различные свадебные обереги, заговоры от бессонницы, на хороший аппетит, чтоб пчелы не кусали, от блох, клопов, комаров и других насекомых, на приручение собаки и т. д. Самую большую группу составляют заговоры лечебные (от зубной боли, от бельма, от ячменя, от боли в ушах, от золотухи, от горячки, от лихорадки, от грыжи, от сибирки, от чирья, от ожога, ушиба и т. д.). Эти заговоры часто произносились одновременно с применением различных средств народной медицины (лечебные травы, мази, припарки и т. д.). Определенное действие некоторых лечебных средств укрепляло веру в заговоры. В особую группу выделяются заговоры любовного назначения, так называемые «присушки» и «отсушки». В заговорах вообще, а в лечебных и любовных заговорах в особенности наглядно проявилась такая черта раннего мышления, как необычайная предметная конкретность. Болезни и различные душевные состояния (любовь, тоска и т. п.) представлялись совершенно конкретными существами или предметами, которые можно изгнать, вынуть из человека или, наоборот, ввести в него, вложить в те или иные части его организма. Последнюю тематическую группу заговоров, безусловно позднейшую по своему возникновению, составляют заговоры социального содержания. Ярким примером социальных заговоров являются такие, как «От пули на войне» [2, № 332], «На подход к властям или на умилостивление судей» [2, № 338], «Чтоб оттерпеться от пытки» [2, № 349], «Заговор на судей» [2, № 342] и др. В социальных заговорах ярко выражается общественное мировоззрение народа, его гнев и ненависть к угнетателям. Например, заговаривающий грозится всех своих «супостатов» (царей и цариц, князей и княгинь, бояр и боярынь, всех приказных людей) «поймать, в руки взять, раскусить, выплюнуть и растоптать ногами» [2, № 338]. Образы заговоров. Все образы заговоррв по их происхождению и содержанию можно разделить на четыре группы! К первой группе относятся реально-бытовые образы, взятые из окружающей крестьянина действительности. Это предметы и явления природы (земля, поле, лес, зеленый луг, река, озеро, месяц, солнце, ветер), домашние животные (лошадь, корова, овцы), звери (волк, медведь, лиса, заяц), рыбы (щука, окунь, ерш, судак), постройки и предметы быта (дом, дверь, ворота, изгородь, тын, камень, замок, ключи) и т. д. Но кроме этих реально-бытовых образов в заговорах можно встретить немало образов фантастических (морской царь, огненный змей, баба-яга, кощей бессмертный, чудесный конь, ведьма, чёрт, домовой и др.). Эти образы, надо полагать, возникли в заговорах под влиянием сказок в период, когда они, освободившись от обрядового исполнения, стали развиваться как жанр словесного искусства. В пору господства христианской религии в заговоры проникают образы Христа, божьей матери, пресвятой богородицы, апостолов, архангелов, чудотворцев и т. п. Самыми последними в заговоры входят социальные образы: цари, князья, бояре, судьи и проч. Уже виды образов говорят о большой специфике содержания заговоров. Однако специфика эта подчеркивается еще и тем, что в заговорах сильны элементы антропоморфизма: в виде антропоморфических образов выступают, например, различные болезни человека, его всевозможные душевные состояния. Примером может служить заговор от лихорадки, в котором различные симптомы этой болезни представлены в образах двенадцати послушниц Ирода: Трясеи, Огней, Ледеи, Хрипуши, Глухеи и т. д. Специфика образной системы заговоров особенно ярко выражается в том, что каждый образ в них употребляется в строго определенной магической функции. И в этой связи все образы заговоров совершенно отчетливо делятся на две группы: образы, избавляющие от бед, болезней, несчастий, и, наоборот, образы, причиняющие зло, вред и т. п.

Далее »

 

Материалы

Введение * Особенности содержания фольклора. * Устойчивость и изменяемость фольклорных произведений. * Общественная ценность фольклора. * Состав и классификация жанров русского фольклора. * Историческое изменение жанров. * Обрядовая поэзия. * Масленичные песни. * Семицкие обрядовые песни. * Семейно-бытовая обрядовая поэзия · Приговоры дружек. * Похоронные и рекрутские причитания. * Заговоры * Композиция заговоров. * Собирание пословиц. * Общественная ценность пословиц. * Поговорки · Загадки * Содержание загадок. * Сказки * Изучение сказок. * Сказки о животных. * Волшебные сказки. * Персонажи волшебных сказок. * Идейная направленность социально-бытовых сказок. * Предания * Историзм преданий и их историческое развитие. * Топонимические предания. Легенды. * Классификация легенд и состав сюжетов. * Былины · Изучение былин. * Географическое распространение былин. * Древнейшие былины. * Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» * Былины об Алеше Поповиче * Образ князя Владимира. * Поэтика былин. * Структуры былин * Жанровые особенности исторических песен. * Происхождение исторических песен. * Песни о взятии Казани. * Песни XVIII века. * Песни XIX века. * Тематические группы балладных песен. * Собирание и издание балладных песен. * Художественное своеобразие балладных песен. * Протяжные лирические песни * Изучение протяжно-лирических песен. * Семейно-бытовые песни. * Песни о бурлаках и бурлацкие песни. * Удалые («разбойничьи») песни. · Традиционная лирическая песня * Принцип поэтического параллелизма * Игровые, хороводные и плясовые песни * Хороводные песни. * Семейные хороводные песни · Частушки * Содержание частушек. * Поэтика частушек. * Общие особенности русской народной драмы. * Изучение народной драмы. * Народные драмы. * Поэтика народных драм. * Понятие о детском фольклоре. * Детский игровой фольклор. * Неигровой детский фольклор. * Художественные особенности детского фольклора. * Две точки зрения на исторический характер эпоса. * Теория происхождения искусства. * Фольклор периода феодализма * Героический эпос. * Эпоха расцвета русского фольклора. * Фольклор периода капитализма * Рабочий фольклор * Бытование крестьянского фольклора в рабочей среде. * Жанры рабочего фольклора * Рабочие песни эпохи крепостничества · Рабочие песни пореформенного времени * Советский фольклор * Взаимоотношения фольклора и литературы * Традиционные жанры фольклора в советское время. · Мещанские романсы * Рассказы * Фольклор периода Октябрьской революции и гражданской войны. * Фольклор 20—30-х годов. *  Песни Великой Отечественной войны · Национальное своеобразие русского фольклора* Факторы, обусловившие своеобразие русского фольклора. * Литература и фольклор * Литература XVIII века и фольклор. · Литература XIX века и фольклор. * Советская литература и фольклор. * История собирания и изучения русского фольклора * Собирание и изучение фольклора в первой трети XIX века. · Революционно-демократическая фольклористика 50—60-х годов XIX в. * Собирание и издание фольклора в конце XIX —начале XX в. * Советская фольклористика * М. Горький о фольклоре. * В работах послевоенных лет.

Рефераты