--------------------------------------

Отличный подарок для женщин

Ультразвуковой
прибор

для ухода за кожей лица

При покупке подарок
Очищающий гель Beauty Style
+ 500 руб. на бонусную карту

Видео + отзывы

-------------------------------

При покупке в подарок
2.700 руб. на бонусную карту

Видео + отзывы »

Протяжные лирические песни


Определение жанра.

Песня — стихотворное произведение, которое поется в одиночку или хором. Это один из видов синтетического, словесно-музыкального искусства. Песня может рассматриваться и как поэзия (искусство слова), и как музыка.
Как искусство слова народная лирическая песня относится к лирическому роду поэзии, который по принципам художественного освоения действительности существенно отличается от эпического 200 рода. Конечно, в эпических и в лирических произведениях мы находим как объективные факты, так и определенное к ним отношение. Однако доля того и другого в эпосе и лирике различна. Если в эпосе главное место занимают отражаемые в образах явления и факты объективной действительности, то в лирике основное значение имеет выражение отношения к этим фактам, передача мыслей, чувств и настроений, которые они вызывают. «Эпическая поэзия, — писал Белинский, — употребляет образы и картины для выражения образов и картин, в природе находящихся- лирическая поэзия употребляет образы и картины для выражения безобразного и бесформенного чувства, составляющего внутреннюю сущность человеческой природы». «Одни поэты, — отмечал Добролюбов, — преимущественно умеют хорошо рассказать происшествия, случающиеся в жизни. Это называется эпической, или повествовательной, поэзией... Другие особенно хорошо могут изображать предметы и передавать то чувство, то впечатление, которое эти предметы возбуждают в душе. Это поэзия лирическая...»
Сказанное о лирике вообще распространяется и на народную лирику. Таким образом, по своим родовым признакам народная лирика ничем принципиально не отличается от лирики литературной. Главное содержание и основное назначение как лирики литературной, так и лирики народной — выражение отношения к тем или иным жизненным явлениям, передача определенных мыслей, чувств и настроений.
Однако, не имея сходства с литературной лирикой по своим общим родовым признакам, народная лирика отличается от нее по видовым качествам, по своему конкретному содержанию.
Первое отличие народной лирики проявляется в том, что передаваемые ею мысли и чувства, по сравнению с лирикой литературной, имеют более обобщенный характер. Народная лирика в выражении мыслей и чувств лишена тех черт индивидуализации, которые мы привыкли видеть в лирике литературной. Второе отличие проявляется в том, что она чрезвычайно насыщена бытовым жизненным материалом. В народных лирических песнях вместе с выражением мыслей и чувств, которые составляют их главное содержание, лаконично, но довольно отчетливо показываются и те жизненные обстоятельства, которые их вызвали. Поэтому в народных лирических песнях яркое отражение получили не только мировоззрение народа, но и его жизнь.
Вопрос о происхождении русских необрядовых лирических песен в достаточной мере еще не исследован. Однако бесспорно то, что на формирование их содержания и особенностей художественной формы оказали определенное влияние такие более древние песенные жанры крестьянского фотьклора, как баллада, причитания, свадебная протяжная песня, календарные и свадебные величания.
Отдельные мотивы и образы традиционных лирических песен, а также некоторые приемы их композиции и поэтического стиля несомненна являются очень древними. Но в целом жанр крестьянской необрядовой лирической песни, зафиксированный в публикациях последних двух столетий, — явление сравнительно позднее. Фольклористы-словесники и фольклористы-музыковеды сходятся во мнении, что окончательное оформление жанра необрядовых традиционных лирических песен завершилось примерно в XVI в.
По характеру исполнения традиционные лирические песни делятся на протяжные (беседные) и частые (игровые, хороводные и плясовые). Все эти разновидности народной лирики имеют свои особенности содержания и художественной формы. В этой главе мы остановимся на протяжных песнях.

Собирание и публикация.

Собирание русских народных песен началось в XVII в. В XVII и первой половине XVIII в. получили распространение многочисленные рукописные песенники. Впервые народные лирические песни публикуют Г. Н. Теплов («Между делом безделье, или собрание песен с приложенными нотами на три голоса», 1757) и Н. Г. Курганов («Письмовник», 1769).
В 1770—1773 гг, писатель М. Д. Чулков издал в четырех частях «Собрание разных песен». В него вошло большое количество народных песен и книжных романсов. В последней четверти XVIII в. выходят нотные песенники В. Ф. Трутовского «Собрание русских простых песен с нотами» (1776—1795) и Н. Львова и И. Прача «Собрание русских народных песен с их голосами» (1790). Все эти сборники не утратили своего значения и до сих пор. Особенно большую ценность представляет сборник Львова-Прача, в котором народные песни публикуются без всяких исправлений.
Работа по собиранию народных песен значительно активизировалась в 30-е годы XIX в. Их записывают А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, А. В. Кольцов и другие писатели. Интерес к народной песне усилился в связи со стремлением русских писателей к национальной самобытности.
Выдающиеся заслуги в собирании русских народных песен принадлежат П. В. Киреевскому, который этому благородному делу посвятил всю свою жизнь. В 30—50 годы XIX в. П. В. Киреевский с помощью своих многочисленных корреспондентов, в числе которых были А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, А. В. Кольцов, В. И. Даль, П. И. Якушкин и другие писатели, собрал несколько тысяч народных песен. К сожалению, великий соподвижник науки подавляющее большинство песен из своего собрания, в том числе все песни лирические, не увидел опубликованными.
В первой половине XIX в. были изданы сборники народных лирических песен: Кашин Д. Н. Русские народные песни (три книги, 1833—1834); Сахаров И. П. Песни русского народа (пять частей, 1838—1839); Студщкий Ф. Народные песни Вологодской и Олонецкой губерний (1841); Смирнов А. Песни крестьян Владимирской и Костромской губерний (1847) и др.
В связи с повышенным интересом к крестьянскому вопросу работа по собиранию народных песен еще более расширилась во второй половине XIX в. Немалую роль в этом деле сыграло организованное в 1846 г. Русское Географическое Общество, которое привлекло к. участию в собирании фольклора широкие круги любителей народной поэзии^
Наиболее крупными песенными изданиями второй половины XIX в. являются следующие: Якушкин П. И. Народные русские песни (1865); Лопатин Н. М., Прокунин В. П. Сборник русских народных 202 лирических песен (1889); Ивтомин Ф. М., Дютш Г. О. Песни русского народа, собранные в губерниях Архангельской и Олонецкой в 1886 г. (1894); Истомин Ф.М., Ляпунов СМ. Песни русского народа. Собраны в губерниях Вологодской, Вятской и Костромской в 1893 г. (1899); Шейн П. В. Великорусе в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах и т. д. (1898, т. 1,1900, т. 2).
Разнообразная деятельность по публикации народных песен в XVIII—XIX вв. завершается изданием в 1895—1902 гг. А". И. Соболевским огромного свода «Великорусских народных песен». Антология Соболевского состоит из семи больших томов, включает в себя около 5000 текстов и имеет первостепенное значение для исследователей фольклора.
Из публикаций начала XX в. высокими научными качествами отличаются песенные собрания Е. Э. Линевой «Великорусские песни в народной гармонизации» (1904, 1909) и братьев Б. М. и Ю. М. Соколовых «Сказки и песни Белозерского края» (1915).
Качественно новый этап представляет собой собирание народных песен в советское время. Во-первых, эта работа получает невиданный ранее размах: в ней принимают участие Институты Академии наук СССР, высшие и средние специальные учебные заведения, редакции газет и журналов, историки, писатели, самые широкие круги интеллигенции. Во-вторых, повысился научный уровень, усовершенствовалась методика записи народных песен, как и других жанров фольклора. В комплексных экспедициях по записи песен нередко принимают участие этнографы, фольклористы и музыковеды, широко используются всевозможные технические средства (магнитофоны, киноаппараты и пр.). В итоге за годы Советской власти был собран огромный песенный материал, который хранится во многих академических, вузовских, музейных, государственных и областных архивах и широко используется в научной и культурно-массовой деятельности.
Значительное количество песен, записанных в советское время, было опубликовано. Песни занимают видное место почти во всех общих сборниках, посвященных фольклору той или иной области. Выходят сборники, специально посвященные песням. Например: «Русские песни» (1940), «Песни гребенских казаков» (1946), «Русские народные песни Южного Урала» (1957), «Воронежские народные песни» (1962), «Народные песни Пермского края» (т.1, 1966; т. П, 1968); «Русские народные песни Вологодской области» (1973) и др. Особенно большую ценность представляют сборники, подготовленные сотрудниками Академии наук СССР. Назовем лишь некоторые из них: «Песни Пинежья» (1937); «Русские народные песни Поволжья» (1959); «Песни Печоры» (1963); «Песенный фольклор Мезени» (1967); «Русские народные песни Карельского Поморья» (1971).
В заключении можно сказать, что в распоряжении современного исследователя русских народных лирических песен имеется огромный опубликованный и архивный материал. Однако песни в их живом бытовании претерпевают непрерывные изменения и для изучения закономерностей этих изменений необходимы дальнейшие записи народных песен.

Далее »

 

Материалы

Введение * Особенности содержания фольклора. * Устойчивость и изменяемость фольклорных произведений. * Общественная ценность фольклора. * Состав и классификация жанров русского фольклора. * Историческое изменение жанров. * Обрядовая поэзия. * Масленичные песни. * Семицкие обрядовые песни. * Семейно-бытовая обрядовая поэзия · Приговоры дружек. * Похоронные и рекрутские причитания. * Заговоры * Композиция заговоров. * Собирание пословиц. * Общественная ценность пословиц. * Поговорки · Загадки * Содержание загадок. * Сказки * Изучение сказок. * Сказки о животных. * Волшебные сказки. * Персонажи волшебных сказок. * Идейная направленность социально-бытовых сказок. * Предания * Историзм преданий и их историческое развитие. * Топонимические предания. Легенды. * Классификация легенд и состав сюжетов. * Былины · Изучение былин. * Географическое распространение былин. * Древнейшие былины. * Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» * Былины об Алеше Поповиче * Образ князя Владимира. * Поэтика былин. * Структуры былин * Жанровые особенности исторических песен. * Происхождение исторических песен. * Песни о взятии Казани. * Песни XVIII века. * Песни XIX века. * Тематические группы балладных песен. * Собирание и издание балладных песен. * Художественное своеобразие балладных песен. * Протяжные лирические песни * Изучение протяжно-лирических песен. * Семейно-бытовые песни. * Песни о бурлаках и бурлацкие песни. * Удалые («разбойничьи») песни. · Традиционная лирическая песня * Принцип поэтического параллелизма * Игровые, хороводные и плясовые песни * Хороводные песни. * Семейные хороводные песни · Частушки * Содержание частушек. * Поэтика частушек. * Общие особенности русской народной драмы. * Изучение народной драмы. * Народные драмы. * Поэтика народных драм. * Понятие о детском фольклоре. * Детский игровой фольклор. * Неигровой детский фольклор. * Художественные особенности детского фольклора. * Две точки зрения на исторический характер эпоса. * Теория происхождения искусства. * Фольклор периода феодализма * Героический эпос. * Эпоха расцвета русского фольклора. * Фольклор периода капитализма * Рабочий фольклор * Бытование крестьянского фольклора в рабочей среде. * Жанры рабочего фольклора * Рабочие песни эпохи крепостничества · Рабочие песни пореформенного времени * Советский фольклор * Взаимоотношения фольклора и литературы * Традиционные жанры фольклора в советское время. · Мещанские романсы * Рассказы * Фольклор периода Октябрьской революции и гражданской войны. * Фольклор 20—30-х годов. *  Песни Великой Отечественной войны · Национальное своеобразие русского фольклора* Факторы, обусловившие своеобразие русского фольклора. * Литература и фольклор * Литература XVIII века и фольклор. · Литература XIX века и фольклор. * Советская литература и фольклор. * История собирания и изучения русского фольклора * Собирание и изучение фольклора в первой трети XIX века. · Революционно-демократическая фольклористика 50—60-х годов XIX в. * Собирание и издание фольклора в конце XIX —начале XX в. * Советская фольклористика * М. Горький о фольклоре. * В работах послевоенных лет.

Рефераты