--------------------------------------

Отличный подарок для женщин

Ультразвуковой
прибор

для ухода за кожей лица

При покупке подарок
Очищающий гель Beauty Style
+ 500 руб. на бонусную карту

Видео + отзывы

-------------------------------

При покупке в подарок
2.700 руб. на бонусную карту

Видео + отзывы »

Семейные хороводные песни


Сущность семейных хороводных и хороводно-игровых песен (в сравнении с протяжными лирическими песнями на эту тему) глубоко определил В. Я. Пропп: «Семейные хороводные и игровые песни по своим темам мало чем отличаются от песен проголосных: в них отражается та же семейная жизнь и те же неблагополучные семейные отношения. Но тон их совершенно иной. То, что в голосовых песнях показано с трагической стороны, здесь показано со стороны комической. Трагедия превращается в веселый фарс. Это — один из способов преодоления невзгод. Трагический герой или трагическая героиня протяжных песен здесь стряхивают с себя горе и выходят из борьбы победителями»
Остановимся на особенностях художественной формы хороводных (как хороводно-игровых, так и собственно хороводных) песен.
Как и в протяжных («голосовых») лирических песнях, в хороводных используются такие композиционные формы, как монолог, диалог и сюжетно-повествовательная форма. Примером монологического построения являются хороводные песни «Я по светлице хожу, млада хожу» [2, № 54], «Я по сеням шла» [11, № 111], «Я пойду ли, молодешенька» [9, № 375]. В форме диалога построены хороводные песни «А мы просо сеяли» [16, 303—308], «Заинька!» [9, № 449]. Сюжетно-повествовательными являются хороводные песни «Калина ли моя, малина ли моя!» [11, № 1114], «Как
за рекою, да как за быстрою» [11, № 1122], «Как Иванушка колом-чатый мужик» [9, № 357].
Как и протяжные лирические песни, хороводные песни нередко строятся по принципу двучленного параллелизма. Однако если в протяжных лирических песнях в таких случаях первая параллель всегда была символической (из мира природы), а вторая — реальной (из человеческой жизни), то в хороводных песнях обе параллели —из реальной жизни. Такая песня строится на основе сопоставления или противопоставления двух жизненных картин. Ярким примером этого является песня «Выходили красны девушки» [7, 36—37]. Первая часть песни начинается строкой «Зыходили красны девушки». В ней говорится: поиграйте, красны девушки, пока не вышли замуж. Неизвестно, каков будет муж.
Либо старый-от, удушливый-от, Либо малой-от, не дашливый-от, Либо ровнюшка, хорошенькая.
И заканчивается первая часть такими словами героини;
«Я бы старого утешила:    Я за самую вершиночку,
Во чисто-б поле отвозила,    Черным воронам на карканье,
Середи поля повесила    Сорокам на щекотанье,
Я за горькую осинушку,    Добрым людям на дивованье».
Во второй параллели дословно повторяется первая параллель со слов «выходили красны девушки» и до слов «либо ровнюшка хорошенькая». Но далее идет такой монолог героини:
«Я бы младова утешила:    На перинушку пуховенькую,
На кроватку спать уложила,       На подушечку парчевенькую,
На кроватку на тесовенькую,      Под щит-белый полотнятыйплаток».
В отличие от протяжных лирических песен, в которых многочленный параллелизм не встречается, в хороводных песнях он употребляется довольно часто. Песня в таком случае состоит из трех,четырех, пяти и более частей. Все эти части являются реальными по своему содержанию, представляют собой лишь различные варианты развиваемой темы. Так, собственно хороводная песня «Ты не пой, соловей» [9, № 406] состоит из трех частей. В первой части ковер, вышитый девушкой, доставался «старому муж/», во второй — «малому», а в третьей — «младому мужу» — ровнюшке; В четырех частях песни «Ты заря ли, моя зоренька» [9, № 455] молодку из хоровода зовут домой поочередно свекор, деверь, золовка и «милый ладо» — муж. И она идет домой только по зову «милого лады».
Особенно большое количество частей содержат хороводно-игровые песни. Так, песня «А мы просо сеяли» [16, 303—308] состоит из 7 частей, песня «Уж я сеяла, сеяла ленок» [19, 19—20] — из 8 частей, а песня «Научи меня, мати» [16, 197—200] имеет 15 частей.
Поэтический стиль хороводных песен (и хороводно-игровых и собственно хороводных) в основном таков же, как и. стиль протяжных лирических песен на тему любви и семейных отношений. В них употребляется очень много постоянных эпитетов. Например, красная девица, добрый молодец, милый друг, любимая подруга, зеленый луг, шелковая трава, высокий терем, Тесовая кровать, пуховая перина, золотое кольцо и т. д. Задушевность и лирическую мягкость придает хороводным песням употребление многих слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: батюшка, матушка, дружочек, подруженьки, травонька, муравонька, реченька, дубравушка, кроватушка, перинушка, подушечка, колечко и т. д.
Особо следует остановиться на песнях «сборных» и «разборных».
Нередко хороводы начинались «сборными» («наборными») песнями. Их назначение — приглашение в хоровод, организация его (распределение по парам и т. д.). Наборные песни были короткими и как правило, заканчивались или приглашением в хоровод: «Пожалуйте в хоровод» [9, № 295], «Вы пожалуйте в кружок» [9, № 337], «Вы пожалуйте сюда» [9, № 332]; или советами молодцу выбирать себе пару: «Выбирай, парень, девицу» [9, № 315], «Бери девицу с собой» [9, № 328], «Хороводы набирай» [9, № 320] и т. п.
Что за девица Раскрасавица! Я тебя люблю, В хоровод беру.
Единственная тема наборных песен —это тема любви, выражение симпатий. Приведем пример:
В хоровод беру Красну девицу, Красну девицу, Раскрасавицу! [9, № 292]
А которую люблю, Ту и поцелую.
Заканчивались  хороводы  нередко  «разборными»  песнями. По своей форме они напоминают наборные песни, но их назначение Иное. Посредством разборных песен участвующие в хороводе I прощались. Эти песенки, как правило, имели «поцелуйные концовки». Приведем пример разборной песенки молодца:
Люблю, люблю девицу, Люблю молодую.
А вот девичья «разборная» песенка:
А за этот перстенечек золотой Поцелуемся, мой милый, с тобой.
Стукнулся Миколенька: «Выходи-ка, Олинька! Поди, поди, выступай, Корогоды набирай».
В последней трети XIX в. нередко в качестве наборных и разборных песенок употреблялись частушки. Например:
Из цветов венок совью, Алой лентой обовью, Встречу милого с венком, Поцелуемся с дружком.

Плясовые песни.

Плясовые песни отличаются от всех других видов песен более быстрым темпом исполнения, четким ритмом. Наиболее распространенные размеры плясовых песен — четырехстопный или шестистопный хорей. В них довольно широко употребляется рифма, как правило, мужская, т. е. с ударением на последнем слоге, и обычно смежная, т. е. рифмуются рядом стоящие строки. Приведем примеры.
Широкая борода, Не ходи мимо сада.
Осердился мой милой друг на меня, Он седлает своего добра коня.
Но встречаются в плясовых песнях и другие виды рифм (женская, дактилическая и гипердактилическая). Отдельные строки могут и не рифмоваться.
По своей тематике и эмоциональному тону плясовые песни близки к рассмотренным выше игровым и хороводным песням. Теме любви молодца и девушки посвящены, например, плясовые песни: «Я по светлице млада, хожу» [2, № 54]; «Полно, солнышко, из-за лесу светить» [2, № 91], «Во Захарье, во селе» [9, № 531]. Семейные отношения затрагиваются в плясовых песнях «Посылали молодицу» [9, № 555], «Одинок, одинок» [9, № 618], «Нынче куры поюТ петухами» [9, N» 621] и др.
В плясовые песни иногда проникают и социальные мотивы. «Господа», не пускающие девушку погулять в хоровод, называются в песне «нерассудливыми» [9, № 554]. В одной из песен говорится: «Купец-вор, обманщик, плут» [9, № 578]. Плясовые песни свидетельствуют о тяжелой жизни, бедности народа. Из них мы, например, узнаем, что все пожитки бурлака — «одна лямка да котомка» [12, 144], что солдатская еда —«лишь хлеб с водой» [9, № 578] и т. д.
Однако общий тон плясовых песен, как и песен игровых и хороводных, — мажорный, жизнерадостный. Жизнь деревенской молодежи,в плясовых песнях нередко идеализируется. Вот, например, как описывается одежда деревенского парня — «молодчика», который шел вдоль «широкой улицы».
Как на молодце-то смур кафтан,      Сапожки-то сафьяновые,
Опоясочка-то шелковая,    На нем шапочка-то бархатная.
Рукавички-то бархатные    А околышек черного соболя.
Многие плясовые песни носят шуточный характер, например: «Кума-То к куме в решете приплыла» [2, № 87], «А у меня мужичок с кулачок» [9, № 611], «Как жена мужа продала» [9, № 634] и др.
По еврей композиции плясовые песни могут быть монологами [«Я подумаю, гадаю» —9, № 529], диалогами [«.Ты любовь, ты любовь» —9, № 540] и сюжетно-повествоват-ельными [«По улице метелица метет» — 9, № 535]. Как и игровые и хороводные, плясовые
песни бывают двухчастными [«Как за нашим за двором» — 9, № 602], трехчастными [«По задворьицу бежит почат» —5, 105—106] и т. д.
Как и в игровых и хороводных, в плясовых песнях отдельные части могут развивать какую-то общую тему, являться различными вариантами ее освещения. Так, например, в песне «Сговорила меня мать» [9, № 578] в первой части говорится, что мать рекомендует дочери выйти замуж за «солдатика», во второй —за «кузнечика», в третьей — за «поповича», в четвертой — за «купчика» и в пятой — за «боярина». Однако нередко различные части плясовых песен посвящены разным темам и они в таком случае связываются в одну песню только на основе ритмической близости. Примером могут служить песни «Уж ты сад ли, мой садочек» [10, № 720], «Как на горе, на горе» [10, № 740], «Сидит Катя под окошком» [10, № 766].
В плясовых песнях нередко имеются припевы, например: «Ой, калина моя, ой, малина моя» [9, № 561], «То-то люли, то-то люли, то-то люлишки мои» [9, № 590]. Они не имеют какого-нибудь определенного смысла, никак не связаны с конкретным содержанием песни. Но они придают песне оттенок веселости, завершая собой музыкальные фразы, разбивают песню на строфы..
Ходи изба, ходи печь! Хозяину негде лечь: На печи широко, Растянешься далеко.
В последней трети XIX в. нередко в качестве плясовых песен исполнялись различные веселые частушки.

Далее »

 

Материалы

Введение * Особенности содержания фольклора. * Устойчивость и изменяемость фольклорных произведений. * Общественная ценность фольклора. * Состав и классификация жанров русского фольклора. * Историческое изменение жанров. * Обрядовая поэзия. * Масленичные песни. * Семицкие обрядовые песни. * Семейно-бытовая обрядовая поэзия · Приговоры дружек. * Похоронные и рекрутские причитания. * Заговоры * Композиция заговоров. * Собирание пословиц. * Общественная ценность пословиц. * Поговорки · Загадки * Содержание загадок. * Сказки * Изучение сказок. * Сказки о животных. * Волшебные сказки. * Персонажи волшебных сказок. * Идейная направленность социально-бытовых сказок. * Предания * Историзм преданий и их историческое развитие. * Топонимические предания. Легенды. * Классификация легенд и состав сюжетов. * Былины · Изучение былин. * Географическое распространение былин. * Древнейшие былины. * Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» * Былины об Алеше Поповиче * Образ князя Владимира. * Поэтика былин. * Структуры былин * Жанровые особенности исторических песен. * Происхождение исторических песен. * Песни о взятии Казани. * Песни XVIII века. * Песни XIX века. * Тематические группы балладных песен. * Собирание и издание балладных песен. * Художественное своеобразие балладных песен. * Протяжные лирические песни * Изучение протяжно-лирических песен. * Семейно-бытовые песни. * Песни о бурлаках и бурлацкие песни. * Удалые («разбойничьи») песни. · Традиционная лирическая песня * Принцип поэтического параллелизма * Игровые, хороводные и плясовые песни * Хороводные песни. * Семейные хороводные песни · Частушки * Содержание частушек. * Поэтика частушек. * Общие особенности русской народной драмы. * Изучение народной драмы. * Народные драмы. * Поэтика народных драм. * Понятие о детском фольклоре. * Детский игровой фольклор. * Неигровой детский фольклор. * Художественные особенности детского фольклора. * Две точки зрения на исторический характер эпоса. * Теория происхождения искусства. * Фольклор периода феодализма * Героический эпос. * Эпоха расцвета русского фольклора. * Фольклор периода капитализма * Рабочий фольклор * Бытование крестьянского фольклора в рабочей среде. * Жанры рабочего фольклора * Рабочие песни эпохи крепостничества · Рабочие песни пореформенного времени * Советский фольклор * Взаимоотношения фольклора и литературы * Традиционные жанры фольклора в советское время. · Мещанские романсы * Рассказы * Фольклор периода Октябрьской революции и гражданской войны. * Фольклор 20—30-х годов. *  Песни Великой Отечественной войны · Национальное своеобразие русского фольклора* Факторы, обусловившие своеобразие русского фольклора. * Литература и фольклор * Литература XVIII века и фольклор. · Литература XIX века и фольклор. * Советская литература и фольклор. * История собирания и изучения русского фольклора * Собирание и изучение фольклора в первой трети XIX века. · Революционно-демократическая фольклористика 50—60-х годов XIX в. * Собирание и издание фольклора в конце XIX —начале XX в. * Советская фольклористика * М. Горький о фольклоре. * В работах послевоенных лет.

Рефераты